2017 год.

 

УТВЕРЖДЕНЫ

решением Совета директоров АО «Корпорация «МСП»

«17» апреля 2017 г.

протокол № 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по оказанию имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………… 3

1. Термины и определения………………………………………………... 4

  1. Понятие и предмет имущественной поддержки субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП………………………………………………………………………5
  2. Принципы имущественной поддержки субъектов МСП, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП………………………………………………………………………6
  3. Формирование и ведение Перечня……………………………………. 7
  4. Установление льгот за пользование имуществом, включенным в Перечень………………………………………………………………...13
  5. Распоряжение имуществом, включенным в Перечень……………… 16
  6. Раскрытие информации об имущественной поддержке субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП………………………………………………………... 22
  7. Взаимодействие органов, осуществляющих имущественную поддержку субъектов МСП, и АО «Корпорация «МСП» в процессе оказания имущественной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП…………24

 

 

Введение

 

Настоящие Методические рекомендации направлены на обеспечение реализации целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р, и подготовлены в соответствии  с   пунктом   82   части   4   статьи   251   Федерального   закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) для оказания методической помощи органам государственной власти и органами местного самоуправления при осуществлении нормативного и правового регулирования оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, а также осуществлении деятельности по предоставлению государственного и муниципального имущества субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Во исполнение требований Закона № 209-ФЗ при подготовке настоящих Методических рекомендаций учтены предложения общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов МСП, Минэкономразвития России, органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства   Российской   Федерации   от    02.06.2016    №    1083-р (далее – Стратегия развития малого и среднего предпринимательства), в целях упрощения процедур доступа малых и средних предприятий к использованию объектов движимого и недвижимого имущества предусматривается необходимость:

  • повышения      уровня       информированности       предпринимателей о возможностях получения имущественной поддержки;
  • формирования стандартов оказания имущественной поддержки субъектам МСП.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по управлению и распоряжению имуществом, находящимся соответственно в собственности субъектов  Российской   Федерации   и   в   муниципальной   собственности. В соответствии со своими функциями и полномочиями они определяют количество, состав и другие характеристики имущества, предоставляемого субъектам МСП в порядке имущественной поддержки, категории предпринимателей, которым она оказывается, адресованные им льготы и преференции, условия заключаемых договоров.

 

 

Закон № 209-ФЗ предоставляет субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям возможность самостоятельного нормативного регулирования в области определения порядка формирования, ведения, обязательного опубликования перечней государственного и муниципального имущества, подлежащего предоставлению субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, а также порядка и условий предоставления им такого имущества.

Настоящие Методические рекомендации предлагают подходы к организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по оказанию имущественной поддержки субъектам МСП, подготовке нормативных правовых актов в этой сфере в соответствии с требованиями, определенными Законом  № 209-ФЗ,  Федеральным  законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) и гражданским законодательством Российской Федерации.

 

1.     Термины и определения

 

В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины и определения.

Перечень государственного  или  муниципального  имущества (далее – Перечень) – утверждаемый  в  соответствии  с  частью  4  статьи 18 Закона № 209-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления перечень соответственно федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации, муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов МСП), предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Имущество, включенное в перечень – имущество, сведения о котором содержатся в соответствующем перечне государственного или муниципального имущества, в том числе земельные участки 1 , здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструменты.

Уполномоченный орган – орган исполнительной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, к полномочиям которого отнесено осуществление функций в области оказания имущественной поддержки (утверждение Перечня, порядка его формирования, ведения и обязательного опубликования, ведение Перечня,

 

 

1 В настоящих Методических рекомендациях не рассматриваются вопросы имущественной поддержки субъектов МСП с использованием находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков. Соответствующий раздел будет включен в настоящие Методические рекомендации по результатам дополнительного анализа правоприменительной практики.

 

 

предоставление имущества субъектам МСП). В случае если отдельные функции в области имущественной поддержки субъектов МСП закреплены за различными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, под Уполномоченным органом понимается орган, выполняющий соответствующую конкретную функцию.

Льготная ставка арендной платы – устанавливаемая в соответствии с частью 45 статьи 18 Закона № 209-ФЗ ставка арендной платы, размер и (или) условия применения которой связаны с реализацией субъектом МСП либо организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов МСП, права приобрести имущество, включенное в Перечень, в аренду по цене ниже рыночной. Размер льготной ставки арендной платы определяется нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Предоставление имущества во владение и (или) в пользование субъекту МСП или организации, образующей инфраструктуру поддержки субъектов МСП – заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования имуществом, включенным в Перечень, с субъектом МСП или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Координационный или совещательный орган – созданный в соответствии со статьей 13 Закона № 209-ФЗ при федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления орган в области развития МСП, участвующий в решении вопросов передачи прав владения и (или) пользования имуществом в рамках реализации имущественной поддержки.

 

2.        Понятие и предмет имущественной поддержки субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки

субъектов МСП

 

  1. Имущественная поддержка субъектов МСП, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП (далее также имущественная поддержка), представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по передаче имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, свободного от прав третьих лиц и включенного в Перечень, во владение и (или) в пользование субъектам МСП для ведения предпринимательской деятельности, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, на возмездной основе, в том числе на льготных условиях, а также на безвозмездной основе.

 

 

  1. Согласно части 5 статьи 3 и части 1 статьи 18 Закона № 209-ФЗ имущественная поддержка оказывается в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие МСП.

Статья 18 Закона № 209-ФЗ предусматривает принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов по следующим вопросам имущественной поддержки:

  • порядок формирования, ведения и обязательного опубликования Перечня;
  • порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов МСП, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) имущества, включенного в Перечень;
  • определение размера льготной ставки арендной платы по договорам в отношении имущества, включенного в Перечень.

Указанные нормативные правовые акты должны приниматься с учетом положений государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) либо включаться в такие программы (подпрограммы), если они утверждены соответствующим публично-правовым образованием.

  1. Имущественная поддержка может применяться в комплексе с иными формами поддержки субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, например с мерами финансовой поддержки, для содействия развитию социально значимых и иных приоритетных видов деятельности субъектов МСП, которым адресованы эти меры поддержки.

 

3.  Принципы имущественной поддержки субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП

 

При оказании имущественной поддержки Уполномоченные органы должны руководствоваться принципами, определенными статьей 6 Закона

№ 209-ФЗ,     а     также     Стратегией     развития      малого     и     среднего предпринимательства:

  • принципом открытости информации, который реализуется путем предоставления доступа субъектам МСП, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, некоммерческим организациям,

 

 

выражающим интересы субъектов МСП, к информации об имуществе, находящемся   в    государственной    или    муниципальной    собственности, о нормативных правовых актах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам развития МСП и правовых актах об утверждении Перечня, правил его формирования и распоряжения включенным в него имуществом, а также проектах таких актов, о предложении имущества, включенного в Перечень, для заключения договоров о передаче имущества во владение и (или) в пользование субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, на торгах или без проведения торгов;

  • принципом обеспечения равного доступа субъектов МСП к получению имущественной поддержки, который выражается в соблюдении требований законодательства Российской Федерации о защите конкуренции в процессе подготовки и реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на развитие МСП, принятия решений о предоставлении имущества во владение и (или) в пользование субъектам МСП и осуществления имущественной поддержки;
  • принципом «Малый бизнес прежде всего», который при оказании имущественной поддержки заключается в приоритетности включения государственного и муниципального имущества, вовлекаемого в хозяйственный оборот, в Перечень для предоставления субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, за исключением его использования в целях реализации полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также с учетом выполнения планов по доходам регионального и местного бюджета.

 

4.   Формирование и ведение Перечня

 

  1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают порядок формирования, ведения, обязательного опубликования Перечня, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование (в том числе льготы для субъектов МСП, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в него государственного и муниципального имущества.

В отношении федерального имущества Правила формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и   среднего   предпринимательства),   предусмотренного   частью   4   статьи

 

 

18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2010 № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2016 № 1283).

Указанное постановление рекомендует органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, определяющих порядок формирования, ведения и обязательного опубликования Перечней, руководствоваться положениями утвержденных им Правил.

4.2.В   в   части

1 статьи 18 Закона № 209-ФЗ, принадлежащее публично-правовому образованию, утверждающему Перечень,  свободное  от  прав  третьих  лиц, за исключением прав субъектов МСП, что означает в том числе отсутствие на такое имущество права хозяйственного ведения или оперативного управления государственных или муниципальных предприятий, учреждений.

При включении в Перечень имущества, арендуемого субъектом МСП, рекомендуется получать письменное согласие арендатора на включение имущества в Перечень путем направления ему соответствующего предложения, содержащего в том числе информацию о положениях Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого   субъектами   малого   и   среднего   предпринимательства,   и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 159-ФЗ) в отношении порядка реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность, а также информацию о льготах для субъектов МСП, арендующих включенное в Перечень имущество.

  1. При формировании Перечня Уполномоченному органу рекомендуется использовать:
  • информацию об имуществе, составляющем государственную казну Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальную казну, пригодном для предоставления субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, в том числе содержащуюся в реестре федерального имущества, реестрах государственного имущества субъектов Российской Федерации и реестрах муниципального имущества;
  • информацию об имуществе, в отношении которого прекращено право оперативного управления или хозяйственного ведения, в том числе по результатам мероприятий по выявлению неиспользуемого и неэффективно используемого  имущества  государственных  и  муниципальных  унитарных

 

 

предприятий и государственных и муниципальных учреждений, а также по поступившим от них предложениям;

  • данные предложений о включении имущества в Перечень, передаче в аренду или на ином праве, поступивших от координационного или совещательного органа, субъектов МСП, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, общественных объединений, выражающих интересы субъектов МСП, институтов развития в сфере МСП, включая АО «Корпорация «МСП», иных лиц и организаций;
  • информацию о государственном и муниципальном имуществе, продажа которого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о приватизации, не состоялась;
  • сведения об имуществе, обращенном или поступившем в государственную или муниципальную собственность по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
  • иные сведения об имуществе, которыми располагает Уполномоченный орган.
    1. Для сбора предложений по формированию или дополнению Перечня Уполномоченному органу рекомендуется размещать на своем официальном сайте, а также на официальном сайте информационной поддержки субъектов МСП сведения реестра государственного или муниципального имущества, в  том  числе  сведения  об  имуществе  казны, за исключением имущества, которое уже включено в Перечень или не может быть предложено для включения в него, в том числе имущества, включенного в перечень государственного и муниципального имущества для предоставления в пользование на долгосрочной основе социально ориентированным некоммерческим организациям; имущества, включенного в действующий прогнозный план (программу) приватизации государственного и муниципального имущества, а также имущества, использование которого по целевому назначению или заключение договора аренды или безвозмездного пользования которым невозможно.

Сведения об имуществе размещаются в объеме, предусмотренном приказом Минэкономразвития России от 20.04.2016 № 264.

  1. В случае если при Уполномоченном органе создан координационный или совещательный орган, сформированный проект Перечня рекомендуется вносить на рассмотрение этого органа. При этом решение  об утверждении  Перечня  принимается   не   ранее   чем   через 30 (тридцать) дней со дня направления проекта Перечня в координационный или совещательный орган. При поступлении в указанный срок предложений координационного или совещательного органа и наличии разногласий с высказанной им позицией Уполномоченный орган проводит согласительное совещание, информацию о результатах которого рекомендуется размещать на информационных ресурсах, на которых размещен Перечень.
  2. Имущество, включаемое в Перечень, должно быть пригодно для использования по целевому назначению для ведения предпринимательской

 

 

деятельности, заключения соответствующего договора о передаче имущества во владение и (или) в пользование субъекту МСП, регистрации соответствующих прав. Не рекомендуется включать в Перечень:

  • имущество, непригодное к использованию, в том числе объекты недвижимого имущества, находящиеся в аварийном и руинированном состоянии;
  • движимое имущество, срок службы которого составляет заведомо менее пяти лет – минимального срока заключения договора с субъектом МСП;
  • движимое имущество, не обладающее индивидуально-определенными признаками, позволяющими заключить в отношении него договор аренды или иной гражданско-правовой договор;
  • недвижимое имущество, относящееся к жилищному фонду;
  • имущество, арендуемое субъектом МСП, в отношении которого арендатор направил возражения на включение в Перечень в ответ на предложение Уполномоченного органа, указанное в пункте 4.2 настоящих Методических рекомендаций.

При включении в Перечень имущества, для использования которого необходимо проведение ремонта или реконструкции, рекомендуется рассмотреть возможность заключения договора аренды на срок от 10 лет с условием осуществления ремонта или реконструкции и с возможностью зачета расходов в счет арендной платы. При этом в договоре рекомендуется подробно определить порядок документального подтверждения понесенных расходов и их зачета в счет арендной платы во избежание нарушений законодательства Российской Федерации.

  1. В Перечень рекомендуется включать следующее имущество:

–кпос и износа;

  • объекты недвижимого имущества, подключенные к сетям инженерно- технического обеспечения и имеющие доступ к объектам транспортной инфраструктуры;
  • объекты недвижимого имущества, планируемые к использованию под административные, торговые или офисные цели, находящиеся в границах населенных пунктов.

Виды разрешенного использования, функциональное и территориальное зонирование земельных участков, на которых находятся включаемые в Перечень объекты недвижимого имущества, должны предусматривать использование таких земельных участков для размещения указанных объектов.

  1. Включаемое в Перечень имущество не должно относиться к имуществу, изъятому из оборота, объектам религиозного назначения, объектам незавершенного строительства, не должно быть включено в акт о планировании приватизации на текущий год или плановый период либо иное

 

 

подлежащее исполнению решение собственника о предоставлении третьему лицу.

4.9.бытьввсв реестре.

  1. Перечень дополняется не реже одного раза в год, но не позднее 1 ноября текущего года, за исключением случая, если в государственной или муниципальной собственности отсутствует имущество, соответствующее требованиям Закона № 209-ФЗ, а также утвержденного в соответствии с частью 41 статьи 18 Закона № 209-ФЗ порядка формирования, ведения и обязательного опубликования Перечня.
  2. Рекомендуется предусмотреть следующие основания исключения имущества из Перечня:

а) выкуп имущества субъектом МСП, арендующим данное имущество (за исключением федерального имущества)2;

б) прекращение права государственной или муниципальной собственности на имущество, в том числе в связи с прекращением его существования в результате гибели или уничтожения, отчуждением по решению суда, передачей в собственность другого публично-правового образования;

в) закрепление за органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, иной организацией, создаваемой на базе имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения государственных полномочий, решения вопросов местного значения или обеспечения исполнения уставной деятельности;

г) признание имущества не востребованным субъектами МСП или организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП, в соответствии с пунктом 4.13 настоящих Методических рекомендаций;

д) изменение количественных и качественных характеристик имущества, в результате которого оно становится непригодным к использованию по целевому назначению (например, имущество признано аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

  1. В  случаях,  предусмотренных  подпунктами  «а»  и  «б»  пункта
  2. настоящих  Методических  рекомендаций,  имущество  исключается  из Перечня после наступления указанных в них обстоятельств и с учетом сроков

 

 

2В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

 

рассмотрения вопросов отчуждения имущества координационным или совещательным органом (не ранее чем через 30 (тридцать) дней со дня направления проекта решения в указанный орган).

В случае, предусмотренном подпунктом «в» пункта 4.11 настоящих Методических рекомендаций, Уполномоченному органу рекомендуется принимать решение об исключении имущества из Перечня с одновременной передачей его соответствующей государственной или муниципальной организации. При поступлении возражений координационного или совещательного органа Уполномоченный орган проводит согласительное совещание, информацию о результатах которого рекомендуется размещать на информационных ресурсах, на которых размещен Перечень.

  1. Уполномоченному органу рекомендуется вносить  предложения об исключении имущества из Перечня либо исключать имущество из Перечня, если это отнесено к его полномочиям, в случае если имущество в течение двух лет является не востребованным со стороны субъектов МСП, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, в том числе в результате признания несостоявшимися не менее двух объявленных торгов на право заключения договора аренды или безвозмездного пользования и отсутствия предложений о предоставлении имущества от субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

В случае если при Уполномоченном органе создан координационный или совещательный орган, такое решение принимается не ранее чем через 30 (тридцать) дней со дня направления проекта этого решения в указанный орган. При поступлении в указанный срок возражений координационного или совещательного органа Уполномоченный орган проводит согласительное совещание, информацию о результатах которого рекомендуется размещать на информационных ресурсах, на которых размещен Перечень.

4.14.Визоснованиям,исобозав№209-ФЗ,атакжевс№и Перечня.

  1. Имущество, включенное в Перечень, не подлежит отчуждению в частную собственность, за исключением возмездного отчуждения такого имущества в собственность  субъектов  МСП  в  соответствии  с  частью 21 статьи 9 Закона № 159-ФЗ.

Такое имущество не рекомендуется включать в прогнозный план (программу) приватизации государственного или муниципального имущества, поскольку следствием такого решения является его отчуждение в соответствии с принятым решением об условиях приватизации. В случае если

 

 

законодательство субъекта Российской Федерации либо правовые акты муниципального образования позволяют осуществить приватизацию имущества без включения в решение о планировании приватизации, принятие решения об условиях приватизации имущества, включенного в Перечень, и его отчуждение будут противоречить части 42 статьи 18 Закона № 209-ФЗ.

  1. Рекомендуется осуществлять передачу имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, включенного в Перечень, в муниципальную собственность для исполнения полномочий органов местного самоуправления по вопросам создания условий для развития МСП. При этом Уполномоченному органу местного самоуправления рекомендуется включить такое имущество в Перечень соответствующего муниципального образования.
  2. Уполномоченный    орган     обеспечивает     внесение     сведений о субъектах МСП или организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, получивших государственное или муниципальное имущество во владение и (или) в пользование в порядке оказания имущественной поддержки, в реестры субъектов МСП – получателей поддержки в соответствии со статьей 8 Закона № 209-ФЗ, а также внесение в указанный реестр информации о нарушении порядка и условий предоставления имущественной поддержки, в том числе о нецелевом использовании имущества, при наличии такой информации.

 

5.   Установление льгот за пользование имуществом, включенным в Перечень

 

  1. Часть 45 статьи 18 Закона № 209-ФЗ устанавливает, что размер льготной ставки арендной платы по договорам в отношении имущества, включенного в Перечень, определяется нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Из части 41 статьи 18 Закона № 209-ФЗ следует, что указанные льготы устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок и условия предоставления включенного в Перечень имущества субъектам МСП, занимающимся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности.

  1. Рекомендуется следующий порядок введения льгот по арендной плате за имущество, включенное в Перечень:

а) утверждение государственной программой (подпрограммой), муниципальной программой (подпрограммой), содержащей мероприятия, направленные на развитие МСП, социально значимых и приоритетных видов

 

 

деятельности субъектов МСП для целей предоставления соответствующим субъектам МСП государственной или муниципальной поддержки;

б) принятие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, муниципального нормативного правового акта по вопросу определения размера льготной ставки арендной платы для субъектов МСП, осуществляющих указанные виды деятельности3.

  1. Допускается установление льгот по арендной  плате  для субъектов МСП, арендующих включенное в Перечень имущество, по аналогии   с   постановлением    Правительства    Российской    Федерации от 21.08.2010  №  645  «Об  имущественной  поддержке  субъектов  малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества», которым установлены следующие льготы по арендной плате за федеральное имущество:
  2. в первый год аренды – 40 процентов размера арендной платы;
  3. во второй год аренды – 60 процентов размера арендной платы;
  4. в третий год аренды – 80 процентов размера арендной платы;
  5. в четвертый год аренды и далее – 100 процентов размера арендной платы.
  6. При установлении видов деятельности субъектов МСП для предоставления им льгот по арендной плате за имущество, включенное в Перечень, рекомендуется определять группы субъектов МСП в соответствии с приоритетами развития экономики и социальной сферы соответствующей территории, определенными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в том числе в форме региональных проектов.

Указанные акты должны содержать требования к документам, подтверждающим соответствие субъектов МСП, которым адресованы льготы по арендной плате за имущество, установленным условиям и предоставляемым субъектами МСП в  соответствии  с  частью  2  статьи 14 Закона № 209-ФЗ.

  1. Для цели предоставления льгот по арендной плате рекомендуется выделять следующие виды субъектов МСП:
  1. реализующие проекты в приоритетных направлениях развития науки,   технологий   и   техники   в   Российской   Федерации,    по перечню критических технологий Российской Федерации, которые определены в соответствии  с  Указом  Президента  Российской  Федерации от 07.07.2011 № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»;

 

 

3В отношении федерального имущества размеры льготных ставок арендной платы определяются в соответствии  с  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  21.08.2010  №  645

«Об имущественной   поддержке     субъектов   малого   и    среднего     предпринимательства   при предоставлении федерального имущества».

 

 

  1. развивающие продуктовые линейки крупных компаний, работающих по направлениям национальной технологической инициативы;
  2. реализующие проек